RUS  ENG

 

 

 

 
 
 
object306744693

Тотан Кузембаев. Мастер-класс архитектора

29 апреля в Проектной Академии KAZGOR состоялся мастер-класс известного российского архитектора, специалиста деревянного зодчества Тотана Байдусеновича Кузембаева, организованный Союзом архитекторов Республики Казахстан (САРК) и ПА KAZGOR. Среди гостей вечера были мэтры – А.А. Петрова, М.Р. Избасар, Н.Г. Аужанов, Е.А. Васякин, Ю.Х. Айбасов, Г.С. Садырбаев, Ш.З. Юсупов, члены САРК, действующие проектировщики ПА «KAZGOR», ПК «Градокомплекс», преподаватели и будущие специалисты отрасли – студенты КазНТУ и КазГАСА, представители журнала IDEAS.

Тохтар Ералиевич Ералиев, главный архитектор ПА KAZGOR, представляя гостям известного российского мастера, своего земляка (Тотан Кузембаев родился в 1953 году в Арысском районе Чимкентской области), сказал: «Редкий архитектор может работать с деревом так, как он». У нас была возможность в этом убедиться: в течение двух часов. Т. Кузембаев с юмором, открыто, интересно рассказывал о реализованных проектах и делился воспоминаниями с аудиторией.

Сейчас в портфолио мастера – большое количество реализованных проектов загородных домов, мостов, а также общественных зданий: гольф-клуба, ресторанов, яхтофиса, штаба строительства, гостиницы и других объектов. Тотан Кузембаев – участник многочисленных архитектурных конкурсов и выставок. Персональные экспозиции архитектора проходят в разных городах мира. С 2002 года он руководит собственной мастерской в Москве.

Он признается, что архитектором стал случайно: «Я вернулся после армии и ближе к зиме понял, что занятий у меня в ауле всего три – резать скот, играть в карты и пить водку. Чтобы оградить меня от пагубного влияния последних двух занятий, на семейном совете мне предложили выбрать – идти работать или поступить в вуз. Я выбрал учебу».

Окончание МАрхИ (1982) и начало трудовой деятельности совпали со сложным периодом – перестройка, отсутствие работы, заморозка проектов. После защиты диплома молодой специалист отработал три года в ГПИ «Резинпроект», куда попал по распределению и где приходилось делать привязку типовых проектов. В 1986 году Тотана Кузембаева пригласили в мастерскую Игоря Покровского, группа которого работала на проектом советской «силиконовой долины» – города электроники и информатики в Зеленограде, из-за перестройки не осуществленному. Оставшись без работы, Тотан посвятил себя творчеству, изготавливал огромные инсталляции, в том числе «Время пирамид», которая выставлялась в Международном валютном центре в Вашингтоне.

«Надо было выживать, – вспоминает архитектор, – мы стали делать камины… Первому заказчику меня представили как главного по каминам, я ему сделал два камина. Когда он узнал, что я бумажный архитектор, стал заказывать какие-то объекты… Однажды этот бизнесмен пришел к нам, сообщил, что купил участок в 100 гектаров на берегу Клязьминского водохранилища и хочет, чтобы именно мы занимались этим проектом». Так проект поселка-курорта, получившего название Пирогово, вернул Тотана Кузембаева в профессию, а российской архитектуре вернул дерево как основной строительный материал.

Тотан Кузембаев спроектировал для Пирогова большие частные дома, здание яхтклуба, здание гольф-клуба, ресторан «Кот д’Азур» и несколько гостевых домиков. Созданные объекты удостоились многочисленных архитектурных премий, в том числе специального приза престижной итальянской премии Dedalo Minosse, вручаемой одновременно архитектору и заказчику.

Здесь нет копирования зарубежных образцов, очерченных стилистических границ. Только полет фантазии, смелость линий, чистое творчество, принцип сохранения ландшафта и гармоничного вкрапления в него – архитектор стремится сохранить каждое дерево или ручей на участке. Этим определяются криволинейность в плане, неординарность форм, что отражается в названиях домов: «Скат», «Эллинг», «Дракон», «Парус», «Телескоп».

Многие свои здания архитектор проектирует парящими над землей, на уровне зеленых крон, и будто стремится растворить их в пространстве, снабжает просторными террасами, большими окнами, освобождает интерьер от излишеств, используя в качестве основного отделочного материала дерево. И все это для того, чтобы человек не задерживал взгляд на незначительном, приземленном, не ограничивался рамками-стенами, а был обращен к природе и обретал гармонию, любуясь пейзажем.

С большим интересом участники мастер-класса слушали описания проектов архитектора и с нескрываемым восторгом разглядывали фотографии. Уютные гостевые домики-скворечники для яхтсменов с почти аскетическим, минималистическим интерьером; огромные загородные особняки, поражающие необъятной площадью, обилием комнат и помещений, вычурной формой, роскошным убранством (назвать это словами «меблировка» и «отделка» язык не поворачивается). Практически для каждого особняка Тотан Кузембаев продумывает интерьер. Для последнего проекта – усадьбы в Латвии – мастерская архитектора создала коллекцию мебели. Многих участников мастер-класса впечатлили и орнаментальные стулья и стол, изготовленный из переплетенных корней дерева.

В каждом доме, обязательным элементом интерьера является камин. Помните, с каминов началась плодотворная деятельность Тотана Кузембаева, и этот очаг, символ уюта, в его исполнении становится настоящим арт-объектом. Примечательно и то, что мастер-класс проходил в каминном зале ПА KAZGOR.

Два часа в компании с талантливым архитектором пролетели незаметно, а полученной информации и впечатлений всем присутствующим, я уверена, хватит надолго. Из каминного зала участники выходили с искрой в глазах, согретые огнем творчества и жизнелюбия мастера, которому так изысканно и легко, играючи удается совмещать архитектуру и искусство, создавая шедевры деревянного зодчества. ■

 

«Экспресс-информ» № 6/2016.

Kuzembaev